Перейти к публикации
TheDominator

Запорожская Сечь ("Global познавательный")

Рекомендованные сообщения

Часть первая. Иерархия Запорожской Сечи.

Хм. Значит говоришь хочешь на Сечи жить и за Атамана воевать? Ну сначала нам нужно узнать о твоем происхождении. Учти, нам абсолютно неважна твоя национальность. Будь ты хоть чистый ариец, на Сечь ты попадешь только свободным человеком. Именно независимость от государства делает тебя настоящим казаком, поэтому если ты какой нибудь холоп или закуп, то лучше тебе покинуть укрепления. Что ты говоришь? "Де мені треба жити"? Молодец, вижу со знанием казацкого у тебя все в порядке. Значит проверять тебя не нужно. А ты мне все больше нравишься. Быть может, из тебя выйдет хороший казак, однако есть еще кое что. Пройди пока к попу, он тебе расскажет что к чему. Дело в том, что настоящий казак должен исповедовать православную веру и верить в единого Бога. Не нужно на меня так смотреть. Пожертвований мы не требуем, но знать основные молитвы ты должен обязательно. Нет особой проблемы в том, что ты мусульманин или исповедуешь любую другую веру. Все же мы люди. Поэтому тебе следует пройти вон в ту комнату для крещения в православную веру. Ну вот, красавчик. а теперь сними свой нимб и пройди к Степану, он научит тебя войсковой мудрости и лично займется твоей подготовкой. Так ты говоришь, раньше всякие там корованы охранял от ограблений? Отлично, значит будешь Стороженко. Отныне это твое имя, постарайся уж привыкнуть к нашим обычаям. Дважды говорить не буду, сразу ты не станешь настоящим казаком. Сначала тебе предстоит военная подготовка и через несколько лет может ты и будешь сливать ляхов под Желтыми Водами и троллить Турецкого Султана, но это все потом. Сейчас я немного расскажу о самой Сечи.

 

zG1_0UllnbA.jpg

 

Жить ты будешь в курене. Обычно в них живет от 10 до 40-ка казаков. Ну, в тесноте да не в обиде, как говорится. Твоими сожителями будут твои же боевые товарищи, поэтому не удивляйся, когда слово "Курень" будут употреблять в контексте боевой единицы. Более того, сам по себе курень напоминает маленькое государство и даже имеет своего атамана и куренную раду, на которой решают все локальные вопросы. Всего на Сечи строго 38 куреней, которые обустроены вокруг церкви. Заправляет всем кошевой атаман, которого выбирают все те же курени. Это самый уважаемый человек на Сечи. Почему самый уважаемый, а не просто главный казак с фактически неограниченной властью? Дело в том, что абы-кому не дадут в руки булаву. Атаман в первую очередь должен быть отцом для казаков и быть не просто кумиром молодёжи, а действительно идейной личностью, которая сможет представлять интересы всего низового казачества. С этим связанно множество казацких традиций. Например при вручении булавы, избранник народа должен трижды отказаться, а уж потом взять сей символ власти, после чего обмазать себя грязью и демократией.Также на Сечи существует войсковая (сечевая) рада, на которых в основном решались внешние вопросы. Всего рада собирается как минимум три раза в год (На Новый Год, на Пасху и на Покрову). Атаман мог дополнительно собрать раду в любой момент, для решения каких либо экстренных вопросов.

 

5SxuOQxGThc.jpg

 

В Иерархии Сечи существует множество различных должностей, которые выполняют функции административной и судебной власти, так что в целом, порядки на Сечи не особо отличаются от порядков в других государствах. Например должность военачальника принадлежала Есаулам, коих обычно было двое. Генеральный писарь выполнял функцию Божэньки и занимался всем, чем только можно. Так, писарь де-факто был начальником генерального штаба, имел влияние на все внешние связи Войска Запорожского и заведовал всеми документами на Сечи, будучи главным бюрократом, за что его и прозвали в других народах "канцлером". Судья, как вы уже поняли, выполняет функцию судьи. Должность судьи была одной из самый ответственных, ведь законы на Сечи были очень строги и категоричны. Об этом писал Гоголь в своем произведении "Тарас Бульба". Так, за воровство могли привязать к столбу и избить дубинками. Должников приковать к пушке до выкупа его одним из друзей, а за убийство - закопать живьем, вместе с убитым. Причем смертная казнь - был очень серьезный приговор для жителя Запорожской Сечи, поэтому её, как правило, принимали на войсковой (сечевой) раде. Все вышеперечисленные органы можно отнести к Генеральной старшине, представителями которой являются:

  • Генеральный Обозный (ведает артиллерией и снабжением войска),
  • Генеральный Бунчужный (Отвечал за сохранение бунчука и выполнял особые поручения Атамана, будучи его агентом)
  • Генеральный Подскарбий (Ведал финансами Войска Запорожского и занимался сбором налогов)
  • Генеральный Хорунжий (Отвечал за сохранность знамен, был начальником личной охраны Атамана и выполнял должность рядового офицера).

SjvfrGfx6j4.jpg

Добавьте возможность отправлять ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ на форуме.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть вторая. Культура и быт запорожцев. Застолье, гости и женщина.

 

Стороженко, подъем! Одевайся и садись за стол, сегодня я хочу представить тебя побратимам. Удели внимание своему внешнему виду, ибо садиться за стол неопрятным - неуважение к товарищам. Нет, Сечь - это не "Бутырка" и не "Кресты", здесь не будет загадок про стулья и косых взглядов, но уважение к товарищам - это основа для любого настоящего казака. В любом случае бить тебя не будут, но подобные выходки могут стать причиной насмешек, а это, согласись, не очень-то приятно. При выходе из куреня - обязательно перекрестись перед образами святых и не сильно упивайся там. Выпить для казака, конечно - дело святое, но алкашей тут не терпят. Что-то мы заговорились с тобой, прошу за стол. Кухня на Сечи не особо разнообразна, однако в меню типичного запорожца, присутствовали все нужные витамины для наращивания мышц и костей. Из всего стоит выделить три основных блюда:

  • Вареники (Не путать с полуфабрикатами из АТБ) - имеют огромную пищевую ценность. Один вареник в среднем делают размером с кулак, а начиняют чем угодно: от гречки до наконечников стрел, оставшихся после крымских татар.
  • Кулиш - довольно скромное по составу блюдо: вода, пшено и таранка, которой у казаков всегда было до отвала из-за того, что её можно долго хранить.
  • Потапци - это размоченные ржаные сухарики с подсолнечным маслом, луком, чесноком, водой и солью. Ничего особенного, однако очень питательно.

 

Садясь за стол, не забудь поблагодарить Бога за смачно накрытую поляну. Пить, безусловно, дело добровольное, но даже если ты ЗОЖник, поднять тост будет признаком уважения. Так что можно сказать, что распитие спиртных напитков есть неотъемлемой частью культуры Запорожья. Проведение досуга в приятной компании с бутылкой самогона - привычное дело. Однако, как я уже говорил ранее, алкашей здесь не любят. В случае чего, тебя просто отправят спать или обделят следующей чаркой напитка. На Сечи очень строгие законы, поэтому "до чертиков" старались не напиваться, боясь натворить глупостей.

 

xTe8Y_cvlx4.jpg

 

Очень большое значение для казака имеют гости. На Сечи считали, что гость им послан Богом, поэтому всячески пытались задобрить бродягу вкусной едой и выпивкой. Выделяли ему центральное место за общим столом и самую удобную койку. Такое уважение к приезжим иногда сводилось до смешного, непринятие гостя в свой дом - было признаком дурного тона. Что тут говорить, если даже имя гостя могли спросить только на третий день, так как сделать это сразу считалось неприличным. Казаки верили, что добро, сделанное ими для товарища - обязательно вернется и, как ни странно, это было действительно так. Благодаря солидарности всего казачьего общества и соблюдению традиций, любой человек был желанным гостем в доме у абсолютно незнакомого запорожца. Будь он хоть врагом извне, запорожцы считали, что если этот человек пришел в гости именно к нему, значит надо в первую очередь его накормить и напоить, а уж потом спросить о причине визита. Традиции казацкой общины были очень нестандартными, поэтому заботиться о всех незнакомых им людях, а на следующий день мародерствовать за рубежом - было не так странно, как казалось бы на первый взгляд. На Сечи казаки чувствовали себя комфортно, стремились зарекомендовать себя как чутких и добрых хозяинов своего дома. В военное же время мы можем наблюдать совершенно иную картину. И хотя мародерство в те времена было привычным делом, различие между казаком дома и в походе - просто колоссальное. Дело в том, что для запорожцев война - это не просто конфликт между государствами. Для них - это настоящее искусство. Войне обучают с самого детства. Ребенок в пять лет уже мог свободно скакать по степи на своем коне, рубя на пути все ветки деревянной саблей. А то, что рождение мальчика, было тоже самое, что рождение воина, являлось настоящей проблемой для запорожской женщины.

 

y-lq9bCNe3Q.jpg

 

Именно судьба казацкой жены была одной из самых сложных в Запорожье. Нельзя сказать, что её не любили или ни во что не ставили. Более того, пренебрежение к противоположному полу преследовалось законом, который все казаки почитали и боялись. Женщина могла свободно предъявить своему мужу по поводу того, что он много синячит или уделяет ей мало внимания. Вся проблема в том, что воспитанием мальчика занимался муж (или любой другой доверенный казак), а значит уже с малого возраста, мать готовилась отдать своего сына на войну, ибо без славных походов у казаков не обходилось и нескольких лет. Выхода не оставалось, приходилось смалу учить ребенка держать в руках саблю и чем старше становится её чадо, тем больше оно будет осознавать в знаменитые слова Тараса Бульбы: "Ось, шабля - це твоя мати! " («Вот, сабля – это мать твоя!)

 

zix-s3NN9Es.jpg

Добавьте возможность отправлять ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ на форуме.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть Третья. Культура и быт запорожцев. О нравах и казачьих ценностях.

 

Стороженко, Куда погнал? Сначала пропусти вперед старших. Этот вежливый жест не просто знак уважения, но и важная составляющая системы взаимоотношений на Сечи. Я тебе не говорил, что слово старшего казака - закон для молодого, вне зависимости от его положения или чина? Давай доедай свой кулиш и дуй в курень, поговорим о том, как найти общий язык с побратимами, или ты так и будешь вареники по вечерам сторожить? Самое первое, что должен усвоить казак, приходя на Сечь - это то, что уважая товарища, он в первую очередь уважает себя самого. Особым уважением пользуются казаки возраста постарше, ибо не каждому из нас суждено дожить до преклонного возраста. В смысле тебя не предупреждали? Так вот, слушай дальше. Молодые отдают честь большому жизненному и боевому опыту старшего поколения. В свою очередь старшие не злоупотребляли своим положением и старались быть примером для молодых казаков, которых они считали своим будущим и своей надеждой а спокойную старость. Как ни странно, но обитатели Сечи действительно поверили в значимость возраста во взаимоотношениях и со временем старики стали огромным авторитетом для молодняка. Такое положение дел довольно сильно сказалось на сохранении давних традиций и культуры в общем. И все это благодаря нравоучениям родителей, которых дети привыкли уважать и чуть ли не боготворить. Подобными "почестями" пользовались и женщины, что в принципе логично. Запорожцы очень дорожили семьей и больше всего стремились её сохранить при любых обстоятельствах. Любой ребенок был желанным, а за мальчика, любой запорожец готов был всю жизнь носить на руках свою спутницу.Были и такие уникумы, которые давали обет безбрачия, в пользу родины, то есть всю жизнь посвящали военному делу и обучению оному неопытных бойцов. Что интересно, даже такие заядлые "патриоты" своего края, очень любили детей и становились для них фактически няньками и вторыми родителями. Из этого всего можно сделать вывод, что мальчик на Сечи - это не просто чей-то ребенок, к которому кто-то питает отцовские чувства. Это еще и будущий чистокровный казак, которого смалу будут учить обычаям и казацкой мудрости. Такие дети, как правило, становились хорошими воинами и причиной тому является не только ранняя подготовка к суровой жизни.

 

_7_6TqLvFH8.jpg _7R_8OyzvMM.jpg

 

Как известно, основным ремеслом в Запорожье была война и не секрет, что науками там не сильно увлекались. Полагаясь на грубую силу и известные методы обработки земли, казаки могли спокойно прокормить свою семью и не тужить, будучи довольно популярными наемниками во всей Восточной Европе. А так как на Сечи едва-ли можно было найти образованного технаря или гуманитария, запорожские воины пытались всячески идеализировать свои орудия. Просто огромное значение для казака имел его боевой конь. Это, казалось бы, просто ездовое животное, имело передовое место в казачьем сердце. О конях складывали песни, легенды, байки. В конце концов относились как к своему боевому соратнику. Украсть коня на Сечи - страшное преступление, за которое могли присудить максимальное наказание.

 

Говоря о политических взглядах казаков, можно утверждать, что все они имели националистические наклонности, при том, что громче всех топили за православие. Именно благодаря своей ненависти к иноверцам, они могли спокойно разорять храмы и сжигать деревни, будучи уверенным: Бог обязательно оценит сей поступок. И хотя для православных людей такие поступки крайне нетипичны, поведение казака у себя на родине давало понять, что дело мы имеем с глубоко верующим человеком. Свою роль сыграла и агрессия на казаков со стороны Крымского Ханства. Когда под удар попадала семья запорожца, он был готов рвать и убивать, нанося ущерб в 10 раз больше, чем причинил ему когда-то его враг. В поведении казаков в военное время, имело место быть и самоотдача, поэтому нельзя говорить, что эти воины просто мародеры, которые охотятся за наживой. В плен казак никогда не сдавался и бился до конца, а если и попадал туда, то втирался в доверие и старался как можно больше навредить, порой даже ценой своей жизни.

 

TJIJKBt0xOE.jpg

Добавьте возможность отправлять ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ на форуме.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть четвертая. Военное искусство. О мотивах и видах подразделений

 

 

Для того, чтобы ты понимал, Стороженко, все казаки, находящиеся на Сечи - являются регулярной армией Запорожья. В любой момент они готовы выступить на врага или держать оборону до прихода основных сил. Мобилизационный потенциал также был велик, ведь война для казака - это его хлеб, тем более, что постоянные стычки на границе держали казаков в постоянном напряжении. Им не нужно было вводить военное положение и проводить 7 волн мобилизации, достаточно просто оголить шабелюку и достать из сарая дедову пушку. Такое отношение к войне сформировалось за счет религиозного противостояния Православия и Мусульманства. На протяжении многих лет обе стороны уныло кидали друг в друга говном, поэтому быть на чеку в этой ситуации - главное условие сохранения в безопасности своих детей. Именно опасение за семью было главным двигателем этой военной машины. Муслимов, как правило, интересовало не только мародерство, но и казацкие женщины, в частности девственницы, которых продавали на рынке рабов как потенциальных жён для своих соотечественников. Дело в том, что мусульмане панически боялись инфекционных заболеваний и подобный "товар" им был просто на вес золота, не говоря уже о амбициях турецкой знати и желании иметь гарем с девственницами. Как ни как звучит очень солидно. Казаки в это время тоже не сидели на месте и проводили освободительные подходы, прихватывая с собой пару сувениров в виде скота и тканей, которые почему-то в этот момент лежали на рынке без присмотра. Основной силой в таких походах, безусловно, являлись знаменитые казацкие чайки. Несмотря на свою, казалось бы, хрупкую конструкцию, они отлично маневрировали и в случае чего, могли укрыться в труднодоступных участках для вражеского, более габаритного флота. Именно благодаря простой конструкции чайки, казакам удавалось перехитрить неповоротливые османские галеры. Одна из наиболее значимых побед запорожского флота, была битва за Кафу 1616 года. За счет своей мобильности, войска Гетмана Сагайдачного не просто разгромили эскадру османских галер, но и захватили половину из них, после чего демонстративно повернули назад, якобы с награбленной добычей, однако расслабляться туркам было рано. Вскоре казаки вернулись и, застав врасплох, вырезали часовых, открыв ворота в городскую цитадель.

 

vJb4E9K_e60.jpg

 

Тактика пехоты, кстати, не особо отличалась от тактики флота и имела больше внезапный характер нападения. Впереди отряда всегда шли подразделения разведки, которые вынюхивали слабые места у противника. При обороне пехота могла построить укрепления из обозов, так называемые вагенбурги. Часто вагенбурги использовали как передвижной лагерь в долгих и изнурительных сражениях, так как обычный лагерь был до 10-ти километров в длину и было довольно стремно прорывать оборону противника, не имея при этом никаких защитных укрытий. Стрелки в свою очередь выкручивались за счет своих плотных построений в три ряда, что позволяло им вести четкий и организованный огонь по противнику. У такого вида формаций была куча недостатков. Например когда погибал командир, все шло по усам Хмельницкого, но это был не самый худший вариант на то время, к тому же казаки имели свойство координировать свои действия в подобных ситуациях. И хотя у казацкой пехоты было все скверно с защитной одеждой (ведь о железных доспехах и речи быть не могло), это делало каждого запорожца уникальным воином, который выбирает свою тактику ведения боя, относительно своей походной одежды или оружия. В мундир запорожцы как правило брали простые шаровары, грубый кафтан, рубаху и кобеняк. Такая одежда не особо защищала казаков от повреждений, однако была значительно легче и удобнее. Со временем, конечно, "стиль" запорожского воина изменился в лучшую сторону. Например с начала 18-го века казаки предпочитали одевать жупан и черкески, а при Кирилле Разумовском (последнем кошевом атамане) и вовсе ввели свои стандарты на мундир.

 

sJJk1dvt1S4.jpg

 

Что же можно сказать о кавалерии. Существует такое мнение, что самой сильной стороной на Сечи была кавалерия,однако оно ошибочно. Конница у казаков была легкой, что абсолютно соответствовало их тактике мобильности и внезапности, но основной силой все равно являлась пехота. Особенностью казацкой кавалерии являлся высокий боевой дух и сильные боевые качества. Наступали они как правило лавой, не имея как такового строя, однако этим и наводили ужас на своего врага. Существовали у казаков и саперные войска. Их использовали для ослабления противника во время осады. Делая подкопы и орудуя взрывчаткой, они были отличными диверсантами и часто этим склоняли исход битвы на свою сторону.

Tx4-wlHU8OY.jpg w0VHMgdxFDc.jpg

Добавьте возможность отправлять ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ на форуме.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть пятая. Военное искусство. О вооружении и обучении казаков.

Вставай, козаче! Я вижу ты так и не привык вставать ранним утром. Но ничего, скоро это войдет в привычку. Я навалил тебе вареников с гречкой, так что хавай и выходи в поле, будем начинать процесс твоего обучения. Все школы на Сечи работают при монастырях, а с 1754-го года здесь появится даже школа старшин и писарей, но до этого еще нужно дожить. Так как ты эмигрант, обучение в школе тебе не обязательно. Все таки грамоте ты обучен, да и саблей владеешь неплохо, но как говорят у нас в Запорожье: "Настоящим казаком станет тот, кто усвоит сечевые правила и войсковую науку", а значит тебе предстоит узнать еще о многих вещах. Я не зря позвал тебя в поле, с этих пор ты - мой джура (или оруженосец). На протяжении трех лет ты будешь ходить за мной и помогать. Я выдам тебе коня и оружие, а ты будешь получать опыт и со временем мы сделаем из тебя, Стороженко, настоящего воина. За своих учеников я ручаюсь и, как любой казак, буду иметь за честь обучать своего побратима. Более того, брать джуру могут не все, а только те, кто пользуется каким-никаким уважением. Я уже достаточно прожил, поэтому считаю своим долгом муштрировать и поучать молодое поколение. Обычно в ученики берут своих сыновей или крестников (что на Сечи практически равноценно), но ты мне уже почти как родной, да и нет у меня никого. Значит сейчас сходишь к оружейнику, скажешь, чтоб выковал тебе оружие по душе, а потом мы приступим непосредственно к тренировкам.

 

2P4K-fFhdsE.jpg

Пушкари. Реконструкция в нац. заповеднике Хортица

Вечер в курень, казак, ты от Степана? Я тебя уже давно жду. Меня здесь зовут Малюк. Слышал, тебе оружие нужно выковать? Ну, в таком случае тебе очень повезло, я один из лучших оружейников на Сечи. Я ковал саблю для самого Самойла Кошки, поэтому обслужу тебя по высшему классу, ты только скажи что тебе надо. Если интересуют пушки (или гарматы), то могу посоветовать небольшую, так называемую, малую пушку. Такого вида орудия отлично подходят для маневренной тактики казацкого войска и составляют большую часть всей артиллерии. Малые пушки используют при обороне, наступлении, переносных лагерях и даже в чайках. Ядро в такой гармате, как правило, не больше чем мозгов в черепной коробке Юрия Хмельницкого, но от этого снаряд наносил отличные точечные удары по большим сооружениям и кораблям. Я обязательно выкую тебе захалявный нож. Это тоже неотъемлемая часть казацкого вооружения. Применялось это оружие в нарезке сала или колбасы, а также его можно спрятать за халяву ботинка и в случае чего ударить противника в спину, если ты, например, попал в плен или остался без оружия. Особенно популярны на Сечи сабли иранского вида, правда у нас их очень любят гнуть и очень сильно затачивать. Сабли считаются "честным оружием" и основным для казацкого воина, поэтому они были практически совершенны. Орудие имело выгнутую рукоятку, что делало его удобным для контратак и дополнительных ударов или действий свободной рукой. В поход обязательно нужно брать трехметровое копье (ратище). Такое орудие не просто незаменимо в бою с кавалерией, но и используется при переходе через болота. Богун одобряет.

 

-pdZeRsmG8I.jpg NvBL1j8aTZM.jpg

Казацкая сабля

 

Вот с чем, с чем, а с дальним боем у нас все в порядке. Огромный выбор пистолей, ружей, фузей и бесконечный запас пороха, позволяет каждому носить при себе самопал или любой другой огнестрел, который сделает из обычного пехотинца универсального солдата. Более того, казаки часто используют луки, которые, как известно, в умелых руках могут наносить еще больший урон чем пуля. Но на Сечи изготовлением луков практически не страдают. Обычно их просто поднимают с земли, когда они лежат в поле без присмотра, но об этом тебе подробнее расскажет Степан. Сам оружейный промысел стал довольно стремительно развиваться на землях Украины благодаря местным любителем защищать родную землю и православие, поэтому казаки всячески переделывали их на свой лад. Например при атаках на противника, ружья смазывали в рассоле, чтоб не блестели на солнце, а саму конструкцию делали более легкой чем в Европе. Все эти условия позволяли нападать внезапно и быстро, что было на руку запорожцам. Особенной популярностью у казаков пользовался, так называемый, "троицкий чеснок". Эти небольшие колючие якорьки использовались против конницы и босых татар. Так что если бы Шекспир в 1614-году снимал пьесу об Агенте 007, в главной роли, несомненно, выступил был молодой казак. Такой же ловкий и быстрый любитель польских женщин.

 

CZgqblQ5Vak.jpgqiyHGyIsVbk.jpg

"Троицкий чеснок", Казацкая малая пушка

Добавьте возможность отправлять ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ на форуме.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...